Оборот кэша – как в наркобизнесе. Можно ли вывести из тени рынок маршруток!
Автор: ДМИТРИЙ КРУГЛИКОВ
Эксперты оценивают ежегодный объем наличности в маршрутном бизнесе в пределах 40 млрд грн
Глава министерства внутренних дел Арсен Аваков убежден, что перестрелка в Броварах, устроенная операторами рынка маршрутных перевозок, – следствие непрозрачности и коррупции в сфере государственного контроля по выдаче разрешений на предоставление транспортных услуг. Об этом министр заявил во время «Часа вопросов к правительству» в Верховной Раде в пятницу, 5 июня, вместе с тем пообещав исправить ситуацию – разработка мер по ужесточению контроля рынка уже инициирована на уровне Кабмина.
UBR.ua, побеседовав с экспертами, выяснил, что у проблемы «серого» рынка маршруток есть несколько составляющих: как непосредственно связанных с пробелами госконтроля, выдачи лицензий и утверждения новых маршрутов, так и объективно являющихся следствием действующих правил работы частного автобусного транспорта. В частности, распространение нелегальных перевозчиков основывается на возможности сокрыть доход из-за огромного объема наличных в отрасли.
Маршрутчикам увеличили штрафы за отказ перевозить льготников
После броварского происшествия свое видение его источников изложил мэр города Игорь Сапожко. Подтверждая мнение главы МВД, он отметил, что непрозрачные решение по конкурсам на определение маршрутного перевозчика, которые привели к их конфликту, проводились еще в мае 2019 года.
«Убежден, что при дальнейшем определении перевозчика-победителя на междугородние маршруты необходимо в обязательном порядке привлекать представителей местных общин, на территории которых эти маршруты будут осуществлять движение. Эти вопросы буду решать с руководством области срочно. Мы не можем допустить повторения подобных преступных действий в будущем«, – написал Сапожко на своей странице в Facebook.
Чуть ранее он рассказал о еще одной причине событий: по его словам, утверждение нового междугороднего маршрута от броварского микрорайона Торгмаш до киевской станции метро Лесная было, вопреки неоднократным обращениям мэрии, проигнорировано Киевской областной администрацией.
«Вместо этого областная администрация создала и утвердила другой маршрут, который полностью дублирует уже действующий. Поэтому, считаю, что из-за отсутствия диалога между местными органами власти и областной администрацией, ситуация обострялась каждый день«, – проинформировал о причинах повышенной конкуренции за пассажира между перевозчиками мэр Броваров Сапожко.
Согласился с мнением чиновника и глава Всеукраинского Центра реформ транспортной инфраструктуры (ВЦРТИ) Владимир Наумов.
«Получение маршрута, – не могу говорить за Мининфраструктуры, которое проводит конкурс на межобластные перевозки, – но на областные перевозки, на внутриобластные, на пригородные, это всегда был лакомый кусочек для «службовця», возможность заработать копеечку – как за разрешение на маршрут, так и ежемесячно«, – поделился сведениями Наумов.
Он также указал, что проблемы с утверждением новых маршрутов существуют и на межобластном сообщении, конкурс на проведение которых в 2018 году, в отличие от городских, пригородных и внутриобластных, стал проходить по заявительному принципу. Перевозчик, желающий осуществлять развозку на конкретном маршруте, должен лишь подать необходимый перечень документов, и в случае соответствия конкурсным критериям, получал разрешение на развозку.
При этом победить в конкурсе может неограниченное число конкурсантов, что, отчитывался спустя год после проведение реформы ее инициатор экс-глава Минифраструктуры Владимир Омелян, привело к сокращению отказов в осуществлении автобусных межобластных перевозок на 60%, а также существенно усилило конкуренцию: на некоторых маршрутах, хвастался бывший министр, появилось до 7 перевозчиков.
Однако реформа в данном секторе, считает Наумов, «не была доведена до ума»: несмотря на простоту получения лицензии, новые маршруты утверждаются контролирующими органами с существенной задержкой.
«В Мининфраструктуры лежат 90-100 документов на маршруты, но решения по ним не проводятся. Вот перевозчики и катаются в «серую«, – говорит Наумов, также добавляя, что значительное число таких перевозчиков все же имеют лицензию на развозку пассажиров и, хоть и не получив право на осуществление рейсов на конкретном маршруте, не могут называться «полностью нелегальными».
Остальные виды сообщений почувствовали предусмотренные реформой изменения в меньшей степени: она коснулась междугородних, городских и внутриобластных перевозок в части уменьшения списка документов, необходимого при подаче на конкурс, а также в критериях, по которым определяется победитель: с февраля 2018 года им становится конкурсант, обладающий в парке 35% т/с, приспособленных для людей с инвалидностью.
Преимущество отдается также владельцам более экологичных машин и в целом водителям, обеспечивающим более комфортные условия поездки. Впрочем, оператор на каждом маршруте, в отличие от межобластных, все еще может быть лишь один.
Главная проблема в этих сферах, рассказал UBR.ua специалист по транспортному планированию, директор компании А+С Украина Дмитрий Беспалов, состоит не в проведении конкурсов, «законодательная база для которых достаточно выписана», но в обеспечении контроля на дорогах. Ответственный за это орган, солидарен в данном отношении с главой МВД Аваковым Беспалов, «Укртрансбезпека», «является недееспособным и не выполняет своих функций».
Коррупция наверху – лишь следствие привлекательности маршрутного бизнеса для криминала. Бизнес, полностью работающий за наличные, является идеальным местом для сокрытия миллиардных доходов. А отсутствие конкретных данных по объему пригородного пассажиропотока, подсчет которого, как рассказали UBR.ua эксперты, никто не ведет, являются еще одним дополнительным коррупционным фактором. По данным A+C, поделился Беспалов, только в Киеве объем оборота наличных составляет 3 млрд грн ежегодно.
«Легальные отчеты, которые подаются в облстаты, занижены минимум в два раза«, – говорит Наумов.
«Если экстраполировать эти данные на всю страну просто исходя из населения, то оборот наличных в отрасли достигает 40 млрд грн. Торговля наркотиками и перевозка пассажиров – находятся практически на одном уровне по этим признакам«, – считает Беспалов.
При этом эксперт отмечает, что исправить ситуацию за счет введения безналичного расчета в маршрутках вполне реально как с технической точки зрения, так и с законодательной. В последнем случае главной задачей должен стать переход на европейскую модель управления перевозками, которая предполагает, что оплату проезда передает управляющему маршрутки не пассажир в виде купюры, а муниципалитет переводом фиксированной денежной суммы на расчетный счет. Он в такой схеме и является заказчиком услуги.
«Тогда бы, конечно, за этот ресурс уже бы никто не стрелялся, так как официальные платежи, за которые налоги платятся, – мало кому интересны«, – поясняет директор компании А+С Украина.
Размещение оборудования для безналичной оплаты проезда в маршрутках, по мнению Беспалова, также не несет в себе неподъемных денежных затрат. Так, могло бы стать платформой для единого электронного билета и приложение «Дія», а до разработки Kyiv smart card, так и не подключенной к маршруткам, свои системы киевским властям предлагали разработчики из Кореи, напоминает Беспалов.
«Производители оборудования из Кореи готовы были поставить нам вендорные системы просто за комиссию – у них этого добра навалом, им просто нужно свой продукт распространять. Но украинский чиновник не заинтересован в этом – таким образом он не сможет провести тендер через ProZorro, заложить туда свою фирму-прокладку, получить роялти«, – говорит Беспалов.
Впрочем, у КГГА существует в планах подключить Kyiv smart card ко всем киевским маршруткам, отмечал директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров.
Можно ли заменить маршрутки коммунальным транспортом
Еще одной причиной распространения как нелегальных перевозчиков, так и маршруток в принципе, является отсутствие в междугороднем сообщении достойной транспортной альтернативы.
«Откуда бы нелегалы взялись, если бы УЗ занималась развитием своей хабовой модели?» – задается риторическим вопросом глава ВЦРТИ Наумов.
Со своей стороны, Беспалов отмечает, что киевские пригороды сейчас немотивированы развивать общественный транспорт самостоятельно, так как большинство транспортных проблем появляются на подъезде в столицу.
«Я недавно узнал, что немецкие коллеги квотируют, а не лимитируют количество автомобилей, которые приезжают из пригорода: это достигается с помощью светофора, фазы которого выставляются специальным образом. Если бы у нас, к примеру, из Броваров могло заехать 20 тысяч автомобилей, я думаю, тогда бы пригород имел мотив развивать общественный транспорт. Они бы платили частному оператору за осуществление рейсов или той же УЗ – и это было бы их конкурентным преимуществом по сравнению с жизнью в городской черте«, – объяснил идею Беспалов.
Эксперт А+С также привел рецепт, как пригороды могли бы сформировать собственную транспортную сеть с минимальными затратами: сейчас, рассказывает Беспалов, европейские страны отказываются от дизельных автобусов со сроком службы в 7-8 лет, переходя на электробусы. Стоимость такой дизельной машины составляет 20 тыс. евро, что создает почву для очень высокой окупаемости.
«Многие частные операторы, например, в Днепре, уже закупают такие автобусы«, – рассказал эксперт. В то же время цена электробуса, на который переходят европейцы, достигает 300 тыс. евро.
НАПОМНИМ:
Луков В.Д. і Піпія М.Н. є бізнес партнерами, разом орендують у міста мототрек (через спільну юридичну особу).
Міській голова Вознесенська Луков В.Д., не вказав у електронній деклараціях за 2015-2017рр., що є засновником (співвласником) мотобольного клубу «Восход».
Відповідно до даних офіційного реєстру ЄДРПОУ (https://usr.minjust.gov.ua/ua), одним з засновників ГРОМАДСЬКОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ «ВОЗНЕСЕНСЬКИЙ СПОРТИВНО -ТЕХНІЧНИЙ КЛУБ «ВОСХОД» (35433833), є міській голова Вознесенська Луков В.Д.
В деклараціях міського голови Вознесенська за 2015-2017рр., відсутні відомості про його співучасть у заснуванні вказаної організації, яка до речі орендує вознесенській мототрек у громади міста.
Луков В.Д. станом на теперішній час, є засновником (співвласником) мотобольного клубу «Восход».
На змаганнях навознесенському мототреку, міській голова Вознесенська зазначає, що платить за квиток на мототрек, як і всі вознесенці і стоїть в черзі за квитком.
Однак, Луков В.Д. не зазначає у своїх деклараціях та публічно, що є засновником (співвласником) організації, яка орендує мототрек.
НАЗК підтвердило, що мер Вознесенська Луков В.Д., є не бенефіціарним власником мотобольного клубу «Восход», його частка в юридичній особі менше 25%, тому в його декларацію цю інформацію можна не вносити.
Луков В.Д. володіє менше 25% мотобольного клубу «Восход.
Керівні органи організації:
Луков В.Д. є керівником трьох юридичних осіб, і однієїї є співвласником.
«Запустил в крайне сложное положение», – нардеп Ливик раскритиковал мэра Вознесенска за ситуацию с пассажирскими перевозками

Народный депутат Украины от Николаевщины Александр Ливик считает, что Вознесенский городской голова Виталий Луков завел пассажирские перевозки в крайне сложную ситуацию, однако законным путем эту проблему не решает.Такое мнение он высказал в комментарии «Преступности.НЕТ».
Как известно, мэр Вознесенска Виталий Луков пожаловался президенту Украины, что в городе не могут ничего поделать с работой нелегального перевозчика и Петр Порошенко поручил решить эту проблему главе Николаевской облгосадминистрации Алексею Савченко. После этого Савченко и его заместитель Валентин Гайдаржи заявили, что Луков защищает интересы определенных перевозчиков и пытается надавить на их конкурента.
По словам Ливика, ранее мэру Вознесенска было предложено за счет субвенции из Госбюджета приобрести за 10-15 миллионов гривен четыре львовских электробуса, чтобы они могли курсировать в отдаленные районы города.
– Во-первых, они должны были ввести четыре льготных маршрута – в районные больницы, в третий микрорайон, в отдаленные районы города, и снять эту «напряженку». Во-вторых, они должны были заправляться своей электроэнергией от солнечной станции, на которую выделили 30 миллионов гривен из 68 необходимых, но Луков счел это ненужным. И поэтому не купили ни электробусы, ни солнечную станцию не построили. Эти деньги они пустили на закупку мусоровозов. Наверное, Лукову мусор важнее людей. И сегодня перевозчики поднимают цены. А власть ничего не может сделать, чтоб эти цены удержать, – рассказал Ливик.
Также народный депутат отметил, что если перевозчик не выполняет обязательства, то необходимо либо разорвать с ним договор, либо обратиться с соответствующим иском в суд. Однако Луков ни одного из этих пунктов не выполнил, но обратился к пенсионерам, чтобы те бастовали, блокировали дороги и давили на перевозчика, а позже обратился и к Главе государства.
– Когда задал ему (мэру Вознесенска Виталию Лукову, – ПН) вопрос касательно того, какие он механизмы использовал для решения ситуации, он ответил, что ничего. Поэтому Алексей Юрьевич (Савченко, — ПН) абсолютно прав в том, что этот человек врет по полной программе. Он запустил ситуацию в крайне сложное положение и не знает, как из этого выйти. А по поводу перевозчика, то здесь Алексей Юрьевич тоже прав. Есть открытая информация, что фирма, которая занимается перевозками, с которой заключен договор, у них совместный бизнес, они совместно владеют мототреком, организовывают соревнования, массовые представления и так далее. Нельзя так, – отметил нардеп.
Александр Ливик также рассказал, что при имеющейся цене на проезд по городу в 5 гривен, перевозчики хотят поднять ее до 9-10 гривен, а льготные – 7 гривен. В то же время, по его мнению, даже нынешняя стоимость проезда на сегодняшний день является слишком большой для жителей Вознесенска.
– Я Лукову предлагал найти деньги из бюджета на приобретение новой техники для городского электротранспорта. Я у него спросил, сколько тратится из бюджетных средств на льготников. Оказалось, что Вознесенск тратил 2,5 миллиона. Я у него спросил, зачем так, ведь можно тратить на содержание коммунального транспорта и возить людей. Он мне начал рассказывать, что это дорого, для этого нужно создавать отдельное предприятие. Я у него спросил: «А что создавать? У вас же есть коммунальное предприятие, которое занимается вывозом мусора, у которого подъемные вышки, которое обслуживает сеть и так далее. Вы же там содержите инженера, водителей, которых выпускаете на линию. Есть ветка гаражирования, базирования. В чем проблема? Купите 5-6 единиц техники для начала за бюджетные деньги, пустите по льготному маршруту перевозки. И у вас еще 2,5 миллиона своих денег, которые вы экономите и не будете никому отдавать». Но этого же никто не услышал. А сейчас, когда ситуация вышла наружу – имеем то, что имеем, – отметил народный депутат.
Напомним, что ранее Андрей Максименко, когда еще был на должности начальника управления инфраструктуры Николаевской ОГА, передал тогдашней главе райгосадминситрации Наталье Баланюк гневное «приветствие» за беспорядок в сфере пассажирских перевозок.
В ответ уже бывшая глава Вознесенской РГА заявила, что Савченко и Гайдаржи давили на нее, чтобы отдать перевозки «нужному» бизнесмену. В ОГА это обвинение опровергали.
«Опозорился, а теперь нагло врет», – вознесенский перевозчик рассказал, как Ливик обманул аграрный лицей и пиарится на теме подорожания проезда.
После того, как нардеп Александр Ливик публично обвинил в проблеме с льготными перевозками мэра Вознесенска, в редакцию «Маю право» обратился директор ОДО «Вознесенскавтотранс» Мурман Пипия. Перевозчик, которого народный депутат также назвал одним из виновников, опроверг его высказывания.
Мурман Несторович рассказал, что прогноз Ливика касательно планов повышения стоимости проезда – это чистейшая манипуляция.
«Сложившуюся напряженную ситуацию Ливик использует для личного пиара. Он заявил, что будет подорожание проезда до 9-10 грн., а для льготчиков – до 7 грн. Откуда народный депутат взял эти ничем не обоснованные цифры? И зачем он будоражит и без того обнищалых и обозленных людей? А ведь он как депутат Верховной Рады должен нести ответственность за благосостояние граждан. Вместо этого Ливик только давит на больные мозоли», – возмутился перевозчик.
Пипия подчеркнул, что инвалидов I-II группы, чернобыльцев и участников боевых действий его предприятие продолжает возить бесплатно. А проблему с прекращением льготного проезда пенсионеров по карте вознесенца назвал временной, пока решается вопрос по незаконному перевозчику.
Также Мурман Несторович рассказал, почему Ливик, вместо того, чтобы как нардеп помочь в решении проблемы, только критикует.
«Согласен с высказыванием Эрика Григоряна, что нормальный народный депутат должен быть заинтересованным в урегулировании ситуации во благо вознесенцев. Вы думаете, он по этому поводу обращался ко мне? Нет. А знаете, почему? Потому что была одна неприятная история. Ливик пообещал подарить Вознесенскому профессиональному аграрному лицею микроавтобус. А я как раз в то время дал объявление о продаже новой «Газели». Ко мне пришел человек от Ливика с предложением продать транспортное средство в рассрочку, на что я согласился. После этого микроавтобус был передан лицею без права пользования, пока не будет выплачена вся сумма. Нардеп пропиарился, что подарил детям автобус, об это писали в газете и на сайтах. Но прошло полгода, а за «Газель» Ливик так и не рассчитался со мной полностью. И что он сделал? Забрал подаренный микроавтобус назад, вернул его мне и потребовал отдать ему уплаченные деньги. Вот он опозорился, а теперь нагло врет», – объяснил Мурман Несторович.
Задели Пипию и слова Ливика о якобы бизнесе на вознесенском мототреке.
«Ливик называет мототрек бизнесом. А знает ли он, что этот «бизнес» убыточный, и что ежегодно тратится, как минимум, 100 тысяч долларов на его содержание? Зато каждый год вознесенская команда радует местную публику яркой игрой, а также достижениями: становится или чемпионом Украины, или выигрывает кубок. Ливик хоть бы раз пришел поддержать наших спортсменов, прославляющих родной город», – подытожил директор ОДО «Вознесенскавтотранс».