«Незнакомое» Побужье

Совершенно неожиданная поездка по трем районам – Новоодесскому, Вознесенскому и Доманевскому – вызвала бурю различных впечатлений от разочарования до восторга. Восторгались мы в основном картинами нашего ландшафта и невероятными красотами Южного Буга, чего в городе, увы, не увидишь.

Мы понимали, что вряд ли когда-нибудь еще попадем в эти края, поэтому спешили насмотреться на нашу землю и запечатлеть как можно больше ее достопримечательностей.

Александровская ГЭС

А она манила нас и открывалась своими далями, заставляя подолгу изумленно застывать на месте.

Конечно, нас интересовали и каменные кресты, и церкви, и памятники Великой Отечественной войны, но ведь это не самоцель. Главное — узнать, что было сто-двести лет назад, как жили люди, и что от этого сохранилось до наших дней.

В этом плане на первое место выходит село в Доманевском районе, о котором мы расскажем в конце, а пока о других селах и деревнях, где мы побывали.

 

НОВОГРИГОРЬЕВКА ВОЗНЕСЕНСКОГО РАЙОНА

Выяснилась одна закономерность: чем дальше к северу от Николаева, тем меньше каменных крестов сохранилось на местных кладбищах. В Новогригорьевке мы за полчаса поисков нашли едва ли больше пяти крестов. Но вот возле школы сохранилось здание, построенное, по меньшей мере, в начале прошлого века.

Наш добровольный помощник, которого зовут Олег. Настойчиво пытался выяснить по телефону дату постройки этого здания, но все, что ему удалось узнать, так это то, что одной из частей этого строения сто один год. Что Олег знал наверняка, так это то, что здесь когда-то была церковно–приходская школа, затем школа обычная, а сейчас здесь учебно–производственный комбинат (УПК).

А в новом здании школы есть музей, созданный покойным ныне директором Иваном Ефремовичем. Но, как все уже догадались, музей был закрыт, и попасть в него мы не смогли.

От Олега мы также узнали, что когда-то в селе была и церковь, но ее разрушили, а на ее месте сейчас автодром. В книге Д.И. Заковоротнего «Храмы Прибужья» о ней сказано следующее: «Церковь Святого Григория Просветителя Армении – впервые упоминается на карте Исленьева в 1779 году. В 1783 году Бугско-Уланскими казаками построена каменная однопрестольная церковь. При ней церковно–приходская школа».

Есть в селе и заботливо ухоженный воинский мемориал. Он находиться прямо у дороги, и его хорошо видно проезжающим путешественникам вроде нас.

 

РАКОВО ВОЗНЕСЕНСКОГО РАЙОНА

Церковь в с. Раково

Удивительно, но ни в бумажных справочниках, ни в электронных энциклопедиях о Раково никаких сведений нет. Разве что подчинено село Новогригорьевскому сельскому совету. Но Раково есть на карте 1881 года.

Есть информация на памятном знаке, установленный жителями села в честь пятидесятилетия отмены крепостного права. На местном кладбище мы обнаружили захоронения 1900-го года. Следовательно, село старое, но историю свою забыло… А в том, что она связана с Бугскими казаками или их потомками, сомневаться не приходится.

Из других достопримечательностей и исторических памятников Раково – памятный знак в честь невинно погибших земляков в 1932-1933 годах.

Здесь же – мемориал советских воинов, погибших при освобождении села, а также односельчан, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

«Мы живы благодаря Вам…» написано на гранитном обелиске. Нужно сказать, что все эти памятники находятся в одном месте, а именно во дворе старой церкви без куполов. Как выяснилось, это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Кстати, Пресвятая богородица – покровительница казаков. В том виде, в котором существует сейчас, церковь была построена в 1896 году за счет средств, собранных прихожанами церкви. Один из местных жителей, которого мы встретили на церковном подворье, сообщил, что каждый год на престольный праздник Покров Божьей Матери (14 октября) церковный священник устраивает для своих прихожан праздник и накрывает столы на церковном подворье.

 

ПРИБУЖАНЫ ВОЗНЕСЕНСКОГО РАЙОНА

В этом селе мы задержались ненадолго. Одной из наших целей был поиск села Кантакузовка. Так как на карте ее нету, следовало выяснить, как это село называется сейчас.

Было подозрение, что это Прибужаны, но местные жители категорически отрицали это, довольно эмоционально реагируя на наши расспросы. Говорили также, что Кантакузовка находится в нескольких десятках километров отсюда выше по течению Южного Буга.Но мы уже знали, что там находится Новая Кантакузовка – одна длинная улица, вытянувшаяся вдоль того, что назвать дорогой можно только с большим оптимизмом.

То, что Кантакузовка – это Прибужаны, окончательно стало ясно уже дома. О церкви в этом селе сказано: «село Прибужаны (Кантакузовка). Церковь во имя святого Иоанна Крестителя – построена князем Михаилом Кантакузеном. В 1856 году церковь перестроили и расширили». А вот что сказано в «Истории городов и сел Украинской ССР. Николаевская область»: «Прибужаны (до 1946 года – Кантакузовка) – село, центр сельского совета. Расположены на правом берегу речки Южный Буг, в трех километрах к югу от районного центра и железнодорожной станции Вознесенск».

По этому автомобильному мосту мы переехали в Вознесенск. Но это было уже на обратном пути.

Забыл сказать: рассказ мой ведется от конца к началу. Это чтобы сохранить интригу и не выложить все самое интересное в самом начале.

 

ДОМАНЕВСКИЙ РАЙОН. СЕЛО КОЗУБОВКА

Пока мы ехали, нам позвонили и попросили найти старинную усадьбу где-то в районе Козубовки. Как выяснилось, об усадьбе в селе слышали, но где она находится – никто не знает: «десь у лісі». Несколько лет назад приезжала какая-то делегация из Германии специально для посещения этой усадьбы, так их в лес сводили, и остатки усадьбы показали. Сейчас об этом мало кто помнит…

Церковь в селе небольшая, но аккуратная, умилила небольшая беседка во дворе церкви.

Может это и не беседка, не знаю. Выяснить это не удалось, так как церковные ворота были закрыты на замок, и попасть вовнутрь мы, соответственно, не смогли.

Возле школы есть воинский мемориал. Спонсор памятника, как гласит надпись на нем, Родченко и его семья.

В Козубовке много колодцев, но когда мы попытались попить холодной воды, она оказалась настолько грязной, что мы не рискнули ее пить.

   

 

НОВОКАНТАКУЗОВКА И ЖОВТНЕВОЕ

Эти деревни запомнились прежде всего чудесной природой и настолько густой зеленью, что за ней практически не видно домов.

В этих краях много аистов, причем гнезда свои они вьют в самых неожиданных местах. А вообще села эти произвели тягостное впечатление увядания, особенно Новокунтокузовка. На единственной улице этого села много домов разрушенных и полуразрушенных, повалившиеся от ветхости хозяйственные постройки никто и не пытается восстанавливать, так они и остаются догнивать на земле.

Клуб заброшен и разграблен, от него остались одни только дверные и оконные проемы, но рядом с ним более – менее ухоженный памятник погибшим солдатам. На нем довольно отчетливо читаются все надписи, а также фамилии и инициалы солдат и офицеров.

По дороге между селами ездить только на танках, особенно после дождя, но здесь умудряются ездить на легковых машинах на приличной скорости. Единственная отрада – заросшие камышом берега Южного Буга, вдоль которого мы ехали. Это действительно красиво.

 

ПРИБУЖЬЕ

Дорожный указатель при въезде в село сообщает, что Прибужье основано в 1690-м году. Материального подтверждения этому мы, конечно, не нашли, но захоронения 1843 и 1844 годов на кладбище еще сохранились. И надписи на крестах читаются очень отчетливо.

На одном из них написана следующая эпитафия: «Здесь покоится прах Евдокии Степановны, жены Тимофея Велички, а Степана Мельниченка дочери».

На верхней оконечности креста – треугольник с лучами, расходящимися в разные стороны, слева – серп Луны, а справа — шесть лепестков, выходящих из одного центра, и соединенный между собой в виде шестигранника. Похоже на масонские знаки, но откуда масоны в этой глухой провинции?

Но не с этого началось наше знакомство с селом. Впечатлило то же, что и в Новопетровском – общественный туалет возле магазина, а в нем была даже туалетная бумага! Кстати, в селе несколько таких туалетов, так что если «приспичит» – не постесняйтесь спросить, где находится ближайший.

По дороге к церкви мы увидели цветущие на грядке…кактусы.

Вообще невероятный случай для нашего далеко не тропического края.

Церковь в селе старинная, но видно, что ее поддерживают в исправном состоянии. Снова обращаемся к Д.И. Заковоротному: «село Прибужье (Акмечетка). Церковь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С незапамятных времен в турецком селе Акмечеть была мусульманская мечеть. В 1793 году мечеть преобразовали в православную церковь. В 1798 году на средства генерал – майора Василия Васильевича Каховского была построена каменная церковь. В 1888 году вдова генерал–лейтенанта Анна Львовна Червинская построила новую – каменную однопрестольную».

Но главные сюрпризы были впереди. Возле церкви мы разговорились с молодым человеком, который приехал из Доманевки договориться с местным священником о крещении ребенка («А то наш батюшка чудить»). Его зовут Олег, он сказал: «А вы усадьбу бачили?» и повел нас ее показывать.

Усадьба находилась в каких-то ста метрах от церкви, за зданием сельсовета. В нее вели железные ворота явно современного происхождения. Сама усадьба сохранилась, но внутри хаос и разруха. Разрушены облицованные кафелем печи, местами обрушилась крыша, но представить, как жили хозяева этой усадьбы еще можно.

Гранитные ступени ведут на мраморное крыльцо. Это сохранилось еще почти в хорошем состоянии.

Остатки фойе и полукруглого зала с нишами. Когда-то между ними была перегородка, но от нее осталась только куча битого кирпича.

Краска на потолке давно облупилась, но лепнина сохранилась. Это образец розетки для светильника.

В советские времена здесь было какое-то детское учреждение, на некоторых стенах сохранились такие вот рисунки.

А это засыпанный подвал и лаги для пола. Они сохранились в идеальном состоянии. Их хорошо высушили и чем-то пропитали, прежде, чем класть. Олег считает, что креазотом.

Остатки хозяйственных и «людских» помещений. Здесь тоже есть засыпанный подвал. Может быть этот подвал соединялся с домом подземным ходом?

Местные жители называют эту софору «Панским деревом». Говорят. Из нее делали чернила. Если посмотреть на это дерево изнутри, то можно увидеть сильно покрученные и сплетенные между собой ветви.

Среди рядов туевых деревьев, посаженных не так давно, проступают бордюры тротуара или дорожки от панского дома к воротам.

Леша Кравченко обнаружил деревянный желоб, уходящий под дом. Мы долго думали, что это может быть, и пришли к выводу, что это вытяжка из подвала, а рядом, в густых зарослях, спряталась каменная поилка с углублением посредине и канавкой для воды. Это мы решили, что поилка, а что это на самом деле – не известно. Может быть, сюда стекала дождевая вода?

Первоначально владельцем усадьбы был Николай Петрович Мартыновский, но, покопавшись в документах, Алексей Кравченко обнаружил, что по списку землевладельцев Ананьевского уезда на 1899 г. появляется Анна Львовна Червинская – жена генерал-лейтенанта. До этого данная фамилия в списках не фигурирует вообще. Таким образом, можно предположить, что Н. Мартыновский скончался около 1860 г. и его наследниками имение Акмечетка было продано Червинским.

Справа от усадьбы – прелестный тенистый парк, в котором пасутся коровы и лежат четыре толстых струганных бревна. Уложены эти бревна таким образом, что даже очень большая компания может усесться на них и перекусить.
Нам для этого хватило места с самого края.

Парк заканчивается крутым обрывом к реке, но если пройти немного влево, то там есть спуск из гранитных глыб. О том, как здесь красиво, можно говорить часами, нам нестерпимо хотелось искупаться, но местная молодежь сидела в лодке и мирно пила пиво. — А вы чего не купаетесь? – поинтересовались мы. – Так Троица же, нельзя. — А почему нельзя? – Не знаем. Нам сказали, что нельзя, вот мы и не купаемся.

Дальше рассказывать нет слов, одни только фотографии.

Усадьба В усадьбе Поилка В усадьбе
Парк в усадьбе р. Южный Буг р. Южный Буг р. Южный Буг

р. Южный Буг

http://nikolaev24.com.ua/news/istorii-nikolaeva-neznakomoe-pobuzhe

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*